МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Педагогическая профессия предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности педагога. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Если мы хотим, чтобы наш организм нормально функционировал, чтобы нас не покидали приподнятое настроение, чувство душевного комфорта, необходимо научиться регулировать собственное эмоциональное состояние, формировать прочные навыки управления своим самочувствием и настроением.

Почему же «выгорают» педагоги? Традиционно факторы, способствующие развитию этого синдрома, группируются в две группы.

Первая группа включает в себя социально-психологические условия, а также особенности профессиональной деятельности.

Ими являются:
• хронически напряженная психоэмоциональная деятельность;
• дестабилизируюшая организация деятельности (нечеткая организация труда, расплывчатая информация, наличие шума, помехи);
• повышенная ответственность за выполняемые функции;
• неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Во второй группе факторов ведущая роль отводится личностным проявлениям педагога. Речь идет:
• о склонности к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание быстрее возникает у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов выгорания будет происходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная чувствительность и впечатлительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться;
• об интенсивном восприятии и переживании обстоятельств профессиональной деятельности. Заметим: явление это возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно, эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты. Некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию;
• о слабой мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Профессионал в сфере общения не считает необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание в работе с детьми. Это стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы — безразличие, равнодушие, душевную черствость.

Психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение ("человек - человек"). Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения,развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя, воспитатели и др.).

Основные симптомы СЭВ:
- Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- Нарастающий негативизм по отношению к пациентам (коллегам);
- Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- Повышенная раздражительность - и на работе, и дома;
- Упорное желание переменить род занятий;
- То и дело возникающая рассеянность;
- Нарушение сна;
- Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.

Синдром "Эмоционального выгорания" включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:

1-я стадия (1) "Напряжение" - симптомы:
- неудовлетворенность собой,
- "загнанность в клетку",
- переживание психотравмирующих ситуаций,
- тревожность и депрессия.

2-я стадия (2) "Резистенция" - симптомы:
- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
- эмоционально-нравственная дезориентация,
- расширение сферы экономии эмоций,
- редукция профессиональных обязанностей.

3-я стадия (3) "Истощение" - симптомы:
- эмоциональный дефицит,
- эмоциональная отстраненность,
- личностная отстраненность,
- психосоматические и психовегетативные нарушения.

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:

определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания). Не ставьте для себя недостижимые цели. Самокритичность – это, конечно, хорошо, но во всем нужно знать меру использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы). Даже самый заядлый трудоголик не должен забывать о регулярном отдыхе, причем предпочтение следует отдавать именно активным его видам, так как просто лежание перед телевизором на любимом диване менее эффективно, чем, например, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры и т.д. В первую очередь, человек, страдающий синдромом эмоционального выгорания, должен научиться переключать свой мозг на деятельность совершенно другого рода, нежели на рабочем месте.

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Как ни странно хорошей профилактикой и методом лечения каверзного синдрома являются курсы повышения квалификации, так как самосовершенствование и профессиональное развитие повышает нашу самооценку и дает более широкое представление о мире

уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ). Не стремитесь доказать всем и каждому, что Вы – лучший. Главное, чтобы Вы сами были в этом уверены эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.

Главная роль в лечении и профилактике возникновения синдрома отводится снятию или приглушению факторов, вызывающих стресс. Я попробую систематизировать меры профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Известно, что эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает детей, более доброжелателен в общении с ними и их родителями. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, организовав педагогическое пространство, но и используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Педагогу, который не испытывает эмоциональных трудностей, работа в удовольствие, такой педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by