МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Методические рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания

О синдроме эмоционального выгорания впервые заговорили за рубежом около 40 лет назад, в то время его обозначили словом «burnout», что переводится как сгорание, затухание горения, выгорание. Термин «синдром эмоционального выгорания» ввёл X. Фрейнденберг в 1974 году для характеристики здоровых людей, находящихся в интенсивном общении с клиентами в эмоционально-загруженной атмосфере организации. 

Эмоциональное  выгорание – это  симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия эмоциональное истощение; деперсонализация (тенденция развивать негативное отношение к людям); редуцирование личных достижений (проявляется либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других). 

Составляющие для определения наличия и степени «выгорания»

Психофизиологические симптомы

  • Непроходящее чувство усталости утром, вечером.
  • Ощущение эмоционального и физического истощения.
  • Снижение восприятия и реактивности изменения внешней среды: притупление любопытства, страха.
  • Общая слабость, снижение активности, ухудшение биохимии крови, гормональных показателей.
  • Частые головные боли.
  • Снижение или увеличение веса.
  • Полная или частичная бессонница. Быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, или наоборот: трудно заснуть ранее 2-3 часов ночи, и трудно проснуться утром.
  • Постоянная заторможенность, сонливое состояние, и желание спать в течение всего дня.
  • Одышка, нарушение дыхания при физических нагрузках.
  • Заметное снижение внутренней и внешней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния, осязания. Потеря внутренних, телесных ощущений. 

Социально-психические симптомы выгорания

  • Безразличие, скука, пассивность и депрессия. Понижение эмоций, чувство подавленности.
  • Повышение раздражительности на незначительные, мелкие события.
  • Частые нервные срывы (вспышки гнева или уход в себя - отказ от общения).
  • Постоянное переживание негативных эмоций: вины, обиды, стыда, подозрительности, скованности, для которых во внешней ситуации причин нет.
  • Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревоги, «что-то не так».
  • Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится».
  • Общая негативная установка на жизнь и профессиональные перспективы.

Поведенческие симптомы

  • Ощущение, что работа всё тяжелее, а выполнять её всё труднее.
  • Работник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.
  • Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя разные причины себе и другим.
  • Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.
  • Невыполнение важных приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях. Трата большого количества времени на элементарные действия.
  • Дистанцированность от сотрудников и других людей, рост неадекватной критичности.

Предпосылки развития эмоционального выгорания

Внешние 

  • Хронически напряжённая психоэмоциональная деятельность (интенсивное общение, целенаправленное восприятие людей, подкрепление общения эмоциями).
  • Дестабилизирующая организация деятельности: нечёткая организация и планирование труда, плохо структурированная и расплывчатая информация. Всё это отрицательно сказывается на взаимодействии субъектов общения.
  • Повышенная нравственная или юридическая ответственность за выполняемую работу.
  • Неблагоприятная психологическая сфера профессиональной деятельности: конфликтность по вертикали (с руководством), с коллегами, родственниками.
  • Психологически трудный контингент. (У врачей это тяжёлые и умирающие больные. У педагогов - дети с отклонениями в психике. У руководителей - подчинённые с акцентированными чертами характера. У обслуживающего персонала капризные и грубые клиенты).

Внутренние

Темперамент, стиль общения, эстравертированность или интравертированность. Люди замкнутые, необщительные выгорают быстрее и их способность к защите ниже. Так как, эмоциональные нагрузки от общения действуют на них более пагубно в силу того, что их психические функции настроены на менее бурное изменение эмоциональной энергетики.

Фазы процесса динамического выгорания

Первая - «напряжение».

Вторая - «резистенция».

Третья - «истощение».

Симптомы фазы «напряжение».

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, то недоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольство ситуацией.
  • Неудовлетворённость собой, должностью, обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаются трудности.
  • Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?
  • Тревога и депрессия. Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном месте службы. Этот симптом является крайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания.

Симптомы фазы резистенции:

  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. Человек не чувствует разницы в своих реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по  принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.
  • Эмоционально - нравственная дезориентация. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на людей. Происходит разделение на хороших и плохих.
  • Расширение сферы экономии эмоций. Это одно из доказательств эмоционального выгорания. Особенно когда эмоции экономятся вне профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.
  • Редукция профессиональных обязанностей. Под редукцией понимается упрощение, сокращение, попытки облегчить профессиональные обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д.

Симптомы фазы истощения:

  • Симптом эмоционального дефицита. Личность осознаёт изменения. Понимает некоторую утрату профессиональных способностей. Часто положительные эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными.
  • Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключение эмоций из сферы деятельности. Почти ничего не волнует, не вызывает эмоционального отклика. Причём это не признак ригидности, а приобретённые защиты. В других сферах человек может жить вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».
  • Симптом личностной отстранённости (деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Окружающие люди воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы, систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.
  • Симптом психовегетативных и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций. 

Профилактика профессионального выгорания

  • Забота о себе и снижение уровня стресса: стремление к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в общении; получение удовольствий; умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
  • Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности: стремление находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах; стремление бороться со своими негативными убеждениями; создание или принадлежность к какому-либо сообществу.
  • Повышение уровня профессионального мастерства. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (занятия спортом, здоровый образ жизни)
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
  • опыт успешного преодоления профессионального стресса
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях
  • высокая мобильность
  • открытость
  • общительность
  • самостоятельность
  • стремление опираться на собственные силы
  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы саморегуляции

  • смех, улыбка, юмор
  • размышления о хорошем, приятном
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц
  • рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей
  • «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • вдыхание свежего воздуха
  • чтение стихов
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
  • не скрывайте свои чувства, проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами
  • не избегайте говорить о том, что случилось, используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими
  • не позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь
  • не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе
  • если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени
  • выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений
  • проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе
  • постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. 

Советы

  • Старайтесь смотреть на вещи оптимистично
  • Стремитесь побороть страх
  • Найдите время, чтобы побыть наедине с собой
  • Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого
  • Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно
  • Не оказывайте слишком большое давление на своих детей
  • Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать»
  • Используйте возможность выступить с речью
  • Маленькие радости в Ваших руках

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by