МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Многолетние наблюдения позволяют говорить, что отнюдь не процесс проверки знаний больше всего волнует подростков.

Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью обязательно предписанной всем.

Следовательно, перед ним встаёт двойная необходимость:

  • во-первых, выбора дальнейшего жизненного пути;
  • во-вторых, даже если сделан выбор, нет никакой гарантии, что он может быть реализован.

Нужно ещё доказать своё право на него, выдержав определённую конкуренцию. Для многих подростков именно в это время мысль о том, что результаты деятельности непосредственно зависят от количества вложенного, становится осознаваемым фактом. У подростков внутренняя, самостоятельная оценка событий только формируется, и важную роль играет мнение значимых для них людей, особенно родителей, которым важно иметь представление о том, что такое экзамены и какие проблемы, с ними связанные, могут тревожить подростка.

Экзамен - это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Стресс — напряжение, затраченные усилия. Чрезмерные усилия могут привести к ухудшению здоровья, разрушению нервной системы. Вопрос о том, как помочь своему ребёнку в новой для него ситуации выбора — это, прежде всего, поиск ответа на вопрос: «Каким я хочу видеть ребёнка — самостоятельной или зависимой личностью?» Оберегать подростка от волнения, возможно приводящего к стрессу, брать на себя решение стоящих перед ним проблем, выбирать за него жизненный путь означает лишать его необходимого жизненного опыта, оставляя беспомощным в ситуациях любых изменений. В процессе переживаний отрицательных эмоций одни люди демонстрируют активное поведение, основным компонентом которого выступает поисковая активность, направленная на изменение ситуации или своего отношения к ней. Другие — повышенную тревожность, неудача для них равносильна личностному поражению, т. к. затрагивает самооценку. Такое отношение может быть связано как с врожденными особенностями (легко возбудимая, ранимая личность), так и с воспитанными. Следовательно, если мы не хотим видеть своего ребёнка зависимой, беспомощной личностью, надо предоставить ему возможность выбирать, действовать, ошибаться и исправлять ошибки. Не имея данного опыта, ребёнок чувствует себя беспомощным, а этот опыт беспомощности закрепляет поведение, которое связано с отказом от поиска эффективного способа решения проблем. Предоставить возможность выбора не означает оставить подростка один на один с проблемой.

Самооценка подростка во многом зависит от мнения окружающих. Возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность. Подросток начинает чувствовать себя легче в том случае, когда за спиной — надежный тыл — любящие люди.

Родители, не любящие своих детей, — явление редкое, но подростков, уверенных в родительской любви, не так уж много. Не бойтесь прямо говорить ребенку о своей любви, и пусть эта любовь не зависти от результатов экзаменов.    

ЧТО НУЖНО СЕЙЧАС ВАШЕМУ РЕБЕНКУ?

1. Поддержка, знание, что он любим, несмотря ни на какие обстоятельства.

2. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребёнку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

3. Ощущение надёжного тыла.

4. Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребёнку всегда передаётся волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребёнок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».      

5. Уверенность в своих силах и наличие запасных вариантов в случае неуспеха. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.        

6. Право на самостоятельность и условия для развития самостоятельности.

7. Контролируйте режим подготовки ребёнка, не допускайте перегрузок, объясните, что он обязательно должен чередовать занятия.

8. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ему не мешал.  

9. Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

10. Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.  

ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКИ

Последний, одиннадцатый год обучения в общеобразовательной школе — один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения. Многие учащиеся собираются поступать в вуз. Для них к напряженным занятиям в школе добавляется интенсивная подготовка к вступительным экзаменам.  

ПРАВО ПОЙДЕШЬ, НАЛЕВО ПОЙДЕШЬ...

Большинство школьников еще до поступления в одиннадцатый класс задумываются о своем будущем. Желательно, чтобы представления об этом были и у их родителей. Что именно планирует ребенок — продолжить образование, поступить на работу или пойти в армию? Почему? Подобную информацию можно получить только в ходе откровенной беседы с ребенком, но ни в коем случае не на бегу и не нависая над ним с вопросом: «Ты решил, наконец, как именно собираешься распорядиться своей самостоятельной жизнью? Ты хоть понимаешь, что мы с отцом (матерью) скоро состаримся, и тебе придется обеспечивать нас?» Если до сих пор ребенок не поделился своими идеями относительно профессионального самоопределения, лучше всего завести разговор об этом как бы «к слову», например, после совместного просмотра фильма провоцирующего содержания или «зацепившись» за рассказ самого ребенка о его одноклассниках.

Родители имеют основания встревожиться, если одиннадцатиклассник не может четко сформулировать свои планы или слишком часто меняет их. Надо попытаться понять, с чем это связано. Можно спросить у самого ребенка, почему он до сих пор не принял однозначного решения. Если он огрызается или отмахивается от этих разговоров, возможно, ему просто не хочется задумываться о будущем. Это свидетельствует о некоторой инфантильности школьника, нежелании становиться взрослым. «Душеспасительные» беседы в таком случае вряд ли помогут. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие (расклейка объявлений, доставка или продажа газет и т.п.). Для этого родителям придется, конечно, изучить рынок временного труда и выбрать что-то наиболее подходящее. Если такие вакансии найдутся, и взрослые сумеют заинтересовать своего ребенка возможностью заработать немного денег и попробовать свои силы, то это не только даст ему возможность почувствовать себя самостоятельным, но и подтолкнет к принятию важных жизненных решений. Причина молчания может быть и в другом — в недоверии к родителям и страхе, что они осудят сделанный выбор. Такие взрослые знают за собой привычку говорить с ребенком «сверху вниз» или делать едкие замечания в его адрес. Им на этот раз следует проявить терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Полезно будет рассказать о том, как в свое время они сами выбирали профессию, что думали на этот счет их собственные родители, и были ли они в чем-то правы. Можно рассказать и об опыте своих товарищей. Как бы ни огорчал взрослых профессиональный выбор ребенка, бесполезно его отговаривать или категорично что-то запрещать. Важнее всего выяснить, насколько хорошо старшеклассник понимает, какую именно жизнь он выбирает, нет ли у него иллюзорных представлений (со слов товарищей, из СМИ) о содержании той или иной профессии, о том, что все, кто  трудится в определенной сфере, с первого дня работы получают «бешеные деньги» и т.п. В любом случае полезно почитать современную справочную литературу о профессиях и обсудить карьеру известных миллионеров, телеведущих и музыкантов, которые начинали с чистки обуви на улицах, озвучивания малобюджетных сериалов или выступления на детских утренниках.  

СПРАВИТЬСЯ С НЕУДАЧЕЙ

Поздно отговаривать и переубеждать одиннадцатиклассника, принявшего определенное решение и сумевшего привести аргументы в пользу своего выбора. Сам по себе факт принятия самостоятельного решения должен радовать родителей, ведь именно самостоятельности они учат своих детей всю жизнь. Конечно, взрослые часто бывают недовольны планами своих детей и предрекают им одни неприятности. В такой ситуации лучше всего оставить без развернутых комментариев идеи ребенка. Достаточно (вернее, это и есть самое главное) высказать пожелание, чтобы человеку удалось все задуманное, а впоследствии искренне и подробно поинтересоваться, понимает ли он, что именно должен делать сейчас для достижения намеченной цели. Если старшеклассник только мечтает, но ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Кроме того, родители могут помочь своим детям справиться с вероятной неудачей на выбранном пути, Для этого надо заранее готовить «запасные варианты». Для того, кто хочет поступить в вуз и наметил конкретное учебное заведение, нужно подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного вуза родители могут вести самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок, и какие именно дисциплины собирается сдавать. Задолго до начала вступительных экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.  

НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ

Независимо от того, выбрал или не выбрал одиннадцатиклассник свой путь, родители должны учесть, что после окончания школы, напряженных выпускных, а у некоторых еще и вступительных экзаменов, ему необходим полноценный отдых. Вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на вступительных испытаниях — наносить огромный вред его психологическому и физическому здоровью. Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения). Пусть школьник заранее знает, что его ждет отдых после напряженных трудов, независимо от того, к каким результатам приведут его усилия.

Профилактика экзаменационного стресса

Уважаемые родители, уместно вспомнить, что тревожность – это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Тревожность можно мобилизовать, собраться с мыслями, знаниями  и отвечать на экзаменах.

Простейший пример: накануне экзамена не хватает времени, чтобы все повторить перед экзаменом – сплошная «каша» вы голове, ничего не вспомнить, но… стоит взять билет и немного успокоиться, как вдруг все «всплывает», становиться четким и понятным.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу…».
Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя – человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется  это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем
(во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке). 
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").

 Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться.  Это естественное, обычное состояние человека, в сложной,  незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 

3 фазы реагирования на стресс:

-1 реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.).

-2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком)

-3 реакция – истощения (после длительного напряжения, понижается способность организма к сопротивлению)

Признаки стрессового напряжения:

  • Невозможность сосредоточиться на чем – то
  • Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  • Ухудшение памяти, внимания.
  • Слишком часто возникают чувство усталости.
  • Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  • Мысли часто «улетучиваются»
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  • Повышенная возбудимость и раздражительность
  • Появление агрессивности, конфликтности
  • Проявление нетерпеливости, нервозности
  • Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции(страх, разъяренность, слезы)
  • Потеря чувства юмора
  • Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  • Появление чувства душевного опустошения
  • Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  • Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  • Отрицательное отношение к жизни

Проблемы на экзаменах.

К выпускному классу у учеников вырабатывается стереотипы работы.

Ребенок много раз отвечал устно и письменно, ситуация проверки знаний не является новой.

Определенное волнение, связанное с новизной самой процедуры экзаменов, достаточно легко нормализуется путем представления необходимой информации, т.е. подробного рассказа о том, каким образом проходят экзамены, и мысленно проигрыванием волнующей ситуации.

Проблема заключается в следующем:

Первые выпускные экзамены совпадают с периодом, когда человек прекращает заниматься деятельностью предписанной всем.

Встает двойная необходимость:

1- Выбор дальнейшего жизненного пути. Чтобы сделать выбор, необходимо разобраться в своих особенностях, желаниях, интересах.

2- Даже в случае, если выбор сделан, нет никакой гарантии, что он может быть реализован. Нужно доказать и выдержать определенную конкуренцию.

Вывод: Решение возникшей двойной задачи, требует от подростка принять на себя ответственность за дальнейшую жизнь. Выводы, сделанные в данный период, могут существенно скорректировать направление личностного развития.

1-м шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута.

Создание условий успеха для подростков:

- Осознать ребенком, от чего же зависит успешность в том или ином начинании,

- Возможные стратегии выбора,

- Способствование повышению уверенности в своих силах,

- Укрепление чувства собственного достоинства,

- Научиться выявлять область, в которой требуется помощь от других людей, и просить о помощи без ущерба чувству собственного достоинства

Рекомендации по преодолению стресса:

  • Ребенку необходимо делиться своими переживаниями.
  • Переключаться на занятия, приносящие удовлетворение.
  • Стараться высыпаться и правильно питаться
  • Прибегать к процедурам, улучшающим самочувствие (душ, прогулка, физическая разрядка)
  • Переключаться на приятные сегодняшние воспоминания 
    (новости, комплименты, хорошие дела).
  • Не боятся плакать
  • Постараться принять негативные события как необходимость совершить позитивные действия (по принципу: все, что ни делается, все к лучшему).
  • Не создавайте напряжения во взаимоотношениях и не угрожайте.
  • Поддерживайте его в момент неуверенности в своих силах.
  • Развитие навыков саморегуляции (самовнушение) с целью снятия напряжения.

Психологическая усталость и ее преодоление

Эффективные способы снятия эмоционального напряжения.

  • Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является – разговор
  • Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинение стихов, песен, рассказов и т.д.
  • Для многих людей естественным и привычным способом является форма снятия напряжения – слезы
  • Хорошей профилактикой от стресса является активизация – чувства юмора (ирония, улыбка, смех совершают переоценку значимости событий и помогают преодолевать трудности)
  • Выработка в организме активных психогормональных  веществ (помогут: дыхательная гимнастика, бег, плавание, массаж, душ и т.д.)

Антистрессовое питание

Мозг человека составляет всего 2-3 % от всей массы человека, 20 % калорий потребляемых нами в день «съедает» мозг

Лучшему запоминанию способствует – морковь

От напряжения и усталости хорошее средство – лук

Выносливости способствуют  - орехи (укрепляют нервы)

Острый перец, клубника, бананы помогут снять стресс и улучшат настроение

От нервозности вас избавит – капуста

Для питания клеток мозга и хорошего кровоснабжения, полезны черника или морская рыба.

Стимулирует работу мозга пища богатая белками – это мясо и рыба.

Сахар – совсем не является средством для повышения работоспособности.

Намного лучше есть не чистый сахар, а продукты, в котором он находится:

Сухофрукты, орехи, семечки, злаки, горький шоколад и т.д.

Капсулы с рыбьим жиром рекомендуется принимать в стрессовых ситуациях, в частичности перед экзаменом. Врач подскажет по какой схеме принимать его.   Перед экзаменом лучше всего позавтракать морской рыбой с овощами или чашкой кофе с горьким шоколадом (30 г) вприкуску.

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by