МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Приступы ярости
"У моего ребенка бывают приступы гнева".
 
 Возраст 2,5 г. - 5 лет
Понимание ситуации
Приступы неконтролируемого возбуждения, яро­сти и отчаяния случаются в любом возрасте, но са­мые тяжелые формы они носят у маленьких детей. Малыши нередко теряют над собой контроль, когда им не удается наладить общение и они не встречают понимания у окружающих. У Люды в возрасте двух с половиной лет случалось до девяти приступов в день, пока она не научилась разговаривать лучше. У детей, которым не предоставляют выбор и постоянно при­казывают, постепенно накапливается депрессия. Мно­гие с помощью припадков ярости управляют близки­ми ("Мама сделает то, что я хочу, лишь бы меня не волновать"), причем эта привычка сохраняется у них, когда они вырастают. К знакомым нам формам ма­нипуляции относятся топанье ногами, крики, недо­вольные гримасы. Пройдет время, и ребенок узнает, что нельзя позволять чувствам доминировать над личностью, что нужно удовлетворять свои потребно­сти с помощью открытого общения, без злоупотреблений и манипуляций. Если вы хотите направить ре­бенка по верному пути, не высмеивайте и не наказы­вайте его. Это лишь порождает бунт и снижает само­оценку. Когда вы сталкиваетесь с сердитым ребенком, самая главная задача — сдержать собственный гнев. В этом смысле вы должны служить примером детям. Разумеется, родителям нелегко, когда дети устраива­ют по несколько приступов ярости ежедневно. При­ходится прибегать ко всем "инструментам для работы". Научиться контро­лировать свой темперамент —задача на годы и не­редко ребенок скатывается к поведению, свойствен­ному более младшему возрасту. Сохраняйте терпение и веру в него. Исключительно важно, чтобы ребенок ощущал вашу любовь, ничем и никак не обусловлен­ную, особенно когда с ним происходит припадок гне­ва. "Я всегда буду тебя любить. Иногда я очень огорче­на из-за твоего поведения, но от этого моя любовь к тебе не меньше".
 
Что говорить и как поступать
Не шлепайте детей, чтобы оборвать приступ. Та­кой подход лишь приучает ребенка к логической схе­ме: когда ты сердишься, ты кого-то бьешь. Если же вы тоже сердитесь, оба (в соседних комнатах) возьмите тайм-аут, успокойтесь и остыньте.
Некоторые малыши с бурным темпераментом це­ликом теряют над собой контроль. Оставайтесь ря­дом, обнимите его. Вначале ребенок будет толкать­ся и кричать. Осторожно покачайте его на руках. Действуйте при минимуме слов. Иногда помогает ти­хая песенка. Ваше спокойствие постепенно переда­стся ребенку.
Не смейтесь над гневом детей, как над забавным спектаклем. Ведь ярость и отчаяние — реальные чув­ства, и их надо уважать. Не пренебрегайте ими. По­пытайтесь выяснить, что чувствует ребенок, а когда это удалось, поступайте следующим образом:
1. Попытайтесь вовремя, до начала приступа, отвлечь ребенка. "Наташа, ты очень устала сидеть в коля­ске. Подержи мой калькулятор и складывай цифры. Я скоро освобожусь ".
2. Предоставляйте выбор и тайм-аут. Обнимите ре­бенка, посмотрите ему в глаза и скажите: "Миша, ты сердишься. Расскажи, в чем дело, или сде­лай перерыв и успокойся ". Если припадок продол­жается, предупредите: "Вижу, ты решил взять тайм-аут ". Пользуйтесь действиями при минимуме слов. Сохраняйте невозмутимое выражение лица. Отведите ребенка в какое-нибудь тихое место, что­бы он успокоился.
3. Направьте действия в другую сторону. Избегайте попытки смущать детей перед посторонними. Най­дите помещение, где можно избавиться от гнева. Ласково, но твердо, с невозмутимым лицом говори­те: "Ты очень огорчен, но швырять игрушки из-за это­го нельзя. Вот мячи, которые можно бросать в стен­ку. Ты можешь вернуться играть, когда придешь в себя". Некоторые дети не в состоянии сами спра­виться с гневом. Они нуждаются в успокоении. Стоит попробовать выйти на воздух, выдувать мыль­ные пузыри, погулять, послушать музыку.
4. Не поддерживайте яростные вопли своим внима­нием. После того, как вы проявили понимание чувств ребенка, отвлекитесь: полейте газон или пройдитесь пылесосом по комнате. "Эдик, когда успокоишься, возвращайся и расскажи обо всем". Об­нимите ребенка, похвалите. Предложите ему какую-либо работу. "Хочешь помочь мне нарезать букет цветов?" "Давай, почитаем сказку".
Найдите время для обучения. Прежде чем идти в магазин, подумайте, что может случиться, и пред­упредите о последствиях приступа ярости. Если же он случился, возьмите ребенка на руки и подойдите к продавцу. Попросите сохранить отобранные товары, отвезите ребенка домой и вернитесь в магазин, чтобы закончить покупку. "Диана, мне нужно заплатить за продукты. Пока меня не будет, за тобой посмотрит тетя Таня. Мы еще раз сходим в магазин в другой раз ". У детей в таких ситуациях должно оставаться впечат­ление, что они вскоре опять попробуют сходить за покупками.
Профилактические советы    
Попытайтесь выяснить причины приступов гнева. Нет ли дома каких-либо событий, вызывающих стресс (переезд, болезнь, гости и т. д.)? Может быть, в детском саду или школе сменились воспи­татели и учителя. Не нужно ли ребенку большей самостоятельности и ответственности?
• Научите ребенка распознавать приближение при­падка. Вмешивайтесь, когда замечаете психологи­ческое напряжение. Ласково обнимите и предло­жите свою помощь. "Дима, ты немало поработал, чтобы построить замок, и очень устал. Хочу тебе помочь ". Не забывайте о чувстве юмора.
• Предоставьте время и возможность остыть. На­учите ребенка распознавать свои чувства, пока он еще способен их контролировать. Существуют ра­циональные способы справиться с гневом и отчая­нием. "Витя, ты любишь, чтобы вокруг тебя было много свободного места. Если тебя не устраивает, что дети садятся слишком близко, уйди в другую ком­нату. Попроси о помощи, пока ты еще не рассердил­ся". Поощряйте самоанализ, чтобы дети разобра­лись в своих чувствах. "Что ты чувствуешь сейчас? Как поступать в тесноте?"
• Позаботьтесь о себе. Отдыхайте, занимайтесь спор­том, периодически бывайте одни. Вам понадобит­ся немало энергии, чтобы выполнять родитель­ский долг.
• Читайте вместе детские книги.
• Старайтесь ежедневно уделяйте специальное время своим детям.
Примечание. В случаях, когда гнев или депрессия приобретают хронический характер, может потре­боваться помощь психолога. При нарушениях сна, плохом аппетите, чувстве одиночества, недоволь­стве собой посоветуйтесь с педиатром.
 
 Возраст 6-10 лет
Понимание ситуации
Почитайте раздел, касающийся возраста 2,5 г.—5 лет. Помните, что гнев ребенка реален. Он нуждается в вашем понимании. Не стремитесь, чтобы он боялся своего приступа или скрывал его. Необходимо помочь ребенку осознать свои чувства, научиться освобождать­ся от ярости, не причиняя ущерба другим. Предстоит овладеть самоконтролем. Все, чему вы учите в детст­ве, пригодится взрослому. В наше время этим зани­мается школа, поскольку растет число детей, которые нуждаются в поддержке и подвержены воздействию со стороны раздраженных сверстников. Если вы пси­хологически подготовите сына или дочь до поступле­ния в школу, они окажутся в выгодном положении, поскольку смогут осознавать свои чувства и последст­вия собственных поступков, контролировать вспыш­ки эмоций. Это облегчит учебу в школе и всю даль­нейшую жизнь.
 
Что говорить и как поступать
Научите детей избавляться от гнева, не нанося ущерба другим людям или собственности. В спокой­ный период скажите: "Андрей, когда ты действительно взбешен, реши, сколько это будет длиться. Ну, напри­мер, десять минут. Поставь таймер и бей изо всех сил по подушке, а когда прозвенит звонок, успокойся. По­том найди для себя что-нибудь приятное. Приходи ко мне, мы сходим в парк, погуляем". Большинство детей (и взрослых), которые пользуются этим методом, никогда не сердятся в течение всего запланированного времени. Иногда все кончается смехом, когда человек пытается растянуть свою ярость на весь срок.
Выясните чувства ребенка и спокойно отведите его в подходящее место, чтобы он мог успокоиться и прийти в себя. Сохраняйте невозмутимое выражение лица и действуйте при минимуме слов. "Павел, ты очень сердит. Уйди в комнату, где ты можешь бить по подушке или попрыгать на кровати ". Установите ку­хонный таймер на пять минут."Вот таймер. Можешь поставить его на большее время, если хочешь ". Если прозвенел звонок, а ярость продолжается, зайдите в комнату и прикажите успокоиться. Некоторым очень эмоциональным детям необходимо такое указание.
Требуйте уважения к себе. С невозмутимым лицом скажите: "Руслан, ты очень сердишься. Я не могу оставать­ся с тобой, потому что ты дерешься. Я буду в своей комнате и вернусь, когда ты успокоишься".
Если ребенок убегает от вас, не гонитесь за ним, оставайтесь на месте. Он вернется, и тогда спокойно повторите свою первоначальную просьбу.
После успокоения придайте разговору положитель­ный оттенок. "Ольга, ты очень сердилась, но взяла себя в руки. Завтра ты снова можешь пригласить Яна поиграть".
Профилактические советы  
• В течение двух недель внимательно записывайте результаты своих наблюдений за ребенком, осо­бенно вероятные причины вспышки гнева. На­пример, некоторые дети подсознательно придают большое значение границам своей "территории" и ее "нарушение" воспринимают болезненнее дру­гих. Ощущение тесноты при скоплении детей за­ставляет их толкаться, а игра постороннего с их игрушками вызывает возмущение. Иногда дочь (сын) сердится на вас за то, что появился новый ребенок или вы поздно работаете. Провоцирую­щими поводами бывают голод, недостаток сна.
Помогите ему понять причину приступов и обсу­дите изменения, которые нужно внести в повсе­дневную жизнь, чтобы избавиться от вспышек гне­ва и отчаяния.
Научите ребенка контролировать эмоции. Все лю­ди сердятся, но есть способы управлять собой. Пред­ложите побегать возле дома, попрыгать на старом матрасе, бить по тренировочному мешку.
• Старайтесь почаще объяснять, что происходит. Ино­гда причина приступов —невозможность справить­ся с требованием, которые вы предъявляете. Соот­ветствуют ли они возрасту ребенка?
• Ребенок должен осознавать, что он нужен вам, что он делает что-то важное. Расширяйте его личную и семейную ответственность и хвалите за любые его успехи. Не забывайте лишний раз подтвердить свою любовь.
• Нередко дети ощущают, что не контролируют то­го, что с ними происходит. По возможности пред­лагайте им выбор. Пользуйтесь вопросами "что?", "почему?", "как?", "когда?" и "где?", а не нота­циями и принуждением.
Примечание: Длительно сохраняющийся гнев или Депрессия могут потребовать вмешательства пси­холога. Если нарушены сон, аппетит, проявляются чувство одиночества и недовольство собой, обра­щайтесь к врачу.

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by