Поделиться с друзьями
"Мой ребенок ничем не делится с другими детьми".
Понимание ситуации
У маленького ребенка чувства "мое" и "твое" нередко вступают в конфликт друг с другом. В этом возрасте мышление не такое, как у взрослого: "что мое — то мое, а что твое — тоже должно быть моим". Один психолог сравнил ощущение малыша, который вынужден поделиться игрушкой, с чувствами взрослого, отдающего руку на отсечение. У многих школьников сильно развито чувство собственности, им нелегко расставаться с вещами. Нередки и вспышки гнева в связи с такой ситуацией. Помните:
1. Способность делиться с другими развивается постепенно. В этом отношении не существует магического возраста. Малыш играет вначале один или рядом с другими детьми и временами взаимодействует с ними. Щедрость формируется медленно, причем роль родителей очень велика.
2. Большое влияние оказывает среда, в которой находится ребенок. Ребенку нужна атмосфера, при которой взрослые не только берут, но и отдают, и поощряется дух сотрудничества, а не разрушительной конкуренции.
3. Имеет значение и темперамент. Некоторые дети весьма активны. Им трудно меняться, требуется больше времени для усвоения новой идеи.
Сохраняйте позитивное отношение к детям и веру в них. Если вы настойчивы, умеете подать хороший пример и терпеливы, ваш ребенок вырастет твердым и, вместе с тем, заботливым и щедрым человеком.
Что говорить и как поступать
Никогда не стыдите и не смущайте ребенка заявлениями вроде: "Ты эгоист. У тебя не будет друзей, если это будет продолжаться". Ребенок должен овладеть некоторой стратегией в отношениях с людьми. Предложите ему отложить игрушки, которыми он не хочет делиться с другими детьми, и оставить лишь подходящие для совместной игры. "Дима, прежде чем Коля придет играть, покажи мне, что ты. оставляешь только для себя. Подбери для него игрушки. Он очень ждет, когда сможет к нам прийти ".
Установите дома четкую систему собственности. Делиться с другими легче, когда есть ощущение, что именно тебе принадлежит. Одновременно поощряйте готовность что-то отдавать братьям и сестрам. Правильное поведение должно быть выбором, когда известны последствия своих решений. Будьте настойчивы и последовательны.
1. "Миша, пользуйтесь ножницами по очереди, иначе я их уберу".
2. "Виталик, ты можешь здесь оставаться, пока разрешаешь играть своим игрушками. Если нет, мы идем домой. Выбирай".
3. "Сергей, тебе придется поделиться игрушками с братом, иначе ты отправишься успокаиваться в другую комнату ".
Процесс обучения этим навыкам занимает годы. "Олег, если ты тоже хочешь покататься на качелях, скажи, а не толкайся и не дерись". "Вот ножницы и коробка цветных карандашей. Делитесь друг с другом". "Артём когда захочешь поносить свитер Марка, попроси у него сначала. Не забывай о волшебном слове "пожалуйста ".. Делитесь своими вещами с детьми и объясняйте свои поступки. Лучше научить сотрудничеству, чем подчинению. "Катя, возьми у меня немного молочного коктейля. Хочу с тобой поделиться: мне приятно доставить тебе эту радость. Ты ведь тоже будешь так поступать?" Подчеркивайте, что ребенок делает хорошо, и хвалите за каждый позитивный шаг. "Ты молодец! Маше очень понравилось кататься на твоем велосипеде ". "Ты очень щедрый и добрый, охотно даешь играть своими игрушками ".
Если вначале вашему ребенку еще трудно делиться с другими, пусть визиты друзей в ваш дом будут краткими. Наблюдайте за игрой. "Карина, я хочу поделиться с тобой печеньем и молоком. Налей, пожалуйста, Максиму".
Профилактические советы
• Перед сном поговорите об этой проблеме. Для некоторых детей она нелегка. Внимательно выслушайте ребенка, не высказывая своих оценок. /Проявляйте понимание: "Ты нервничал сегодня. Делиться — непростое дело". "У тебя было веселое утро. Ты готов дать поиграть своими вещами. Молодец ".
• Регулярно проводите время вместе. Совместные развлечения с родителями придают силы для сотрудничества с другими детьми.
• Читайте детские книги о дружбе и взаимной выручке.