МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Любой маленький ребенок в раннем возрасте проходит через мелкое воровство, это нормальный этап формирования нравственных качеств личности, когда малыш учится понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Но как быть, когда воровство становится регулярным?
Воровство? Отсутствие контроля желаний!
До 2 лет ребенок вообще не имеет понятия о частной собственности. У детей 2-5 лет воровство носит скорее форму игры, а настоящие «кражи» случаются довольно редко. В раннем возрасте наиболее часты ситуации единичного воровства, когда ребенок берет что-то из детского сада или у другого чада, а потом раскаивается и пытается незаметно вернуть (подкинуть) вещь на место. Родители могут не догадываться о том, какая внутренняя борьба происходит в душе у крохи, который поддался искушению и совершил кражу. Даже не будучи разоблаченными, большинство малышей раскаиваются в совершенном проступке и никогда больше не возвращаются к воровству. Как правило, это дети, у которых в целом хорошо сформированы нормы социального поведения, есть четкое собственное понимание того, какие поступки родители одобряют, а какие нет. Просто они ещё не до конца обрели способность контролировать свои импульсы и желания, но постепенно учатся это делать.
Безусловно, бывают ситуации, когда дети воруют не один-два, а несколько раз. Но все же это происходит очень редко, по мелочам и не в любой ситуации. В таком случае необходимо внимательно оценить причину воровства. Вероятно, в результате какого-либо сильного стресса или влияния неадекватной патологичной среды у ребенка произошла задержка формирования норм социального поведения. Чем младше ребенок, тем более неустойчивы нравственные качества личности и тем сильнее они подвержены утрате. Однако при благоприятных обстоятельствах (подходящая воспитательная среда) подобное воровство сходит на нет.
А если это болезнь?
Совсем другое дело – ситуация систематического воровства, когда кражи становятся регулярными и несмотря ни на какие наказания ребенок продолжает воровать. «Может, это болезнь?» – часто спрашивают родители, которым проще списать недостатки воспитания на физическое недомогание чада. Возможно. Однако считать кражи клептоманией (т. е. психическим расстройством) можно только в том случае, если наблюдается «не поддающееся контролю систематическое воровство без материальной выгоды для себя». Подобный диагноз может поставить только психиатр, который и будет заниматься лечением ребенка. Но необходимо отметить, что настоящая клептомания встречается достаточно редко.
Ищите причины в семье
Систематически ворующие дети прибегают к кражам по разным причинам. В обычной, внешне благополучной семье ребенок использует воровство как средство привлечь внимание взрослых к тому, что ему хочется иметь, или к своей персоне. Увы, но приходится признать, что родители таких детей часто выполняют лишь внешние воспитательные и контролирующие функции, а вот глубоких доверительных отношений с собственным чадом у них нет. С помощью воровства ребенок пытается привлечь внимание близких к своим проблемам, он ищет способ заставить родителей выкроить время для общения.
В зависимости от того, какова была причина и цель воровства, следует вести и работу по его пресечению и предупреждению. Существует ряд рекомендаций, которые помогут преодолеть эту проблему в любом случае:
Станьте внимательнее к своему ребенку. Родители должны знать, о чем мечтает чадо, с кем дружит, какие книжки читает, что любит смотреть и слушать.
Проявляйте к малышу больше любви и заботы. Гуляйте, играйте, смотрите мультфильмы, разговаривайте – словом, общайтесь и получайте удовольствие от вашего общения.
Рассказывайте ребенку о себе: своих мыслях, взглядах, чувствах, своем детстве, о радостях и проблемах.
Поощряйте присутствие друзей ребенка в вашем доме, приглашайте друзей в походы, в театры, в кино и т. д. В компании будет легче наладить общение с ребенком. Вы узнаете, с кем и как он общается, и сможете исподволь контролировать этот процесс. Необязательно говорить сыну или дочери нравоучительные вещи, важнее просто быть с ними вместе – и душой, и мыслями.
Помогите ребенку разобраться в его бедах. Важно сформировать у него привычку обсуждать с вами то, что его беспокоит. Для начала научите просто разговаривать о неприятных вещах и событиях, помогите пережить болезненные чувства. Главное в вашем общении – искренность. Если ребенок почувствует, что вы им по-настоящему интересуетесь, а не выполняете некие «рекомендации», он обязательно откликнется.
Обвинения против ребенка. Как себя вести?
Но что делать, если кто-то из знакомых сообщил вам о пропаже вещи и обвиняет в этом вашего ребенка? Для начала спокойно обдумайте ситуацию: была ли возможность у вашего чада взять этот предмет. Вспомните, где он находился, заходил ли в комнату, где лежала пропавшая вещь, подумайте, были ли случаи, чтобы ваш ребенок что-то брал без спроса. Не кричите и не требуйте признаний.
Проанализировав ситуацию и успокоившись, позовите ребенка и начните с ним разговор с того, видел ли он такую-то вещь, заходил ли в комнату, и если видел, то где, понравилась ли она ему, и уже после этого задайте вопрос, не брал ли он ее. Говорите спокойно, объясните, что вы не собираетесь его наказывать, но если он действительно это сделал, он должен отдать ее вам. А если подобное поведение повторится, то в следующий раз вам придется его наказать. Разберитесь в причине такого поступка.
Если ребенок уверяет вас, что не брал, но вы сомневаетесь (допустим, уже были случаи воровства), уложите малыша спать и осмотрите его вещи, одежду и игрушки. Недоверие с вашей стороны может обидеть ребенка, поэтому постарайтесь сделать это незаметно, однако, как уже говорилось выше, программа воровства заложена природой, а дети еще слишком малы, чтобы ей сопротивляться. Обнаружив пропажу, оставьте разговор до утра, к этому времени вы успокоитесь и сможете более трезво взглянуть на ситуацию.
Утром скажите ребенку, что вы очень расстроены: «ты не только берешь чужие вещи, но еще и обманываешь меня». Наказывая, не кричите и тем более не прибегайте к физическим наказаниям. Лучше лишите его чего-нибудь приятного (например, обещанного похода в кино). И, конечно, следует сделать так, чтобы ребенок сам вернул чужую вещь и принес извинения ее хозяину.
Если же вы, осмотрев комнату и одежду, не нашли «чужого», позвоните «обвинителю» и уточните, почему у него есть уверенность, что именно ваш малыш виновен в пропаже. Не наказывайте ребенка, если его вина не доказана!
Позаботьтесь заранее
Чтобы избежать неприятных ситуаций, заранее объясните ребенку, что брать чужие вещи нельзя, даже если они очень понравились. Придя в чужой дом, прежде чем что-либо взять, необходимо спросить разрешения хозяев, и говорить нужно не с детьми, а с их родителями. Получив разрешение взять вещь, ребенок должен предупредить и о том, что возвращает её на место.
Всегда интересуйтесь происхождением новых игрушек, которые появляются у вашего ребенка. Если малыш говорит, что ему подарили или он поменялся, посмотрите, был ли равноценным обмен. Позвоните родителям дарителя и поговорите с ними о подарке или обмене.
Ожидая гостей у себя, уберите вещи, которые могут быть взяты кем-то по ошибке или по умыслу. Не стоит оставлять дорогие украшения на видном месте, это избавит вас от необходимости винить кого-то в воровстве.
Если вы обнаружили, что после ухода гостей что-то исчезло, позвоните всем приглашенным, не обвиняя при этом никого. Поищите пропавшую вещь сами, иногда бывает, что предмет просто положили в другое место или он упал и закатился за шкаф.
Почаще говорите с ребенком, объясняя ему, к чему может привести тот или иной поступок. Потеряв что-то, не обвиняйте малыша, ведь он мог и не брать эту вещь, а если уж вы его обвинили несправедливо, извинитесь перед ним.

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by