МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


 
Все дети иногда не слушаются. Они крадут печенье, «забывают» убраться в комнате и играют в компьютерные игры, хотя обещали маме, что сделают уроки. С точки зрения родителей, непослушание зачастую бывает похоже на незначительное нарушение правил дорож­ного движения: оно дается людям во благо, дабы они усвоили соот­ветствующий урок. Но когда дети ведут себя вызывающе, родители знают, что здесь перейдена грань. Дерзкие дети не просто не слуша­ются родителей, а подрывают родительский авторитет.
Вызывающее поведение — это непослушание с соответствующей установкой.
Дерзость, как и красота, также зависит от того, как на нее по­смотреть. Представьте себе мальчика, которого одноклассник драз­нил в автобусе. Позднее, вечером, этот мальчик отказывается при­сутствовать на дне рождения и вызывающе кричит: «Нет, я не пойду, и вы меня не заставите!» Внимательный родитель поинтересуется, не ведет ли себя сын так из-за того, что боится смутиться. А вообще ве­дет ли себя этот мальчик вызывающе? Теоретически, да. Но родитель, который поймет недавние огорчения мальчика, может проявить к данной ситуации больший интерес и отнестись к ребенку с сострада­нием.
Дерзость детей становится проблемой для большинства родите­лей, когда родители считают, что дети своим дерзким поведением преднамеренно выказывают неуважение к ним. Если двенадцатилет­ний ребенок насмехается над вами, когда его просят выключить те­левизор, так как настало время ложиться спать, и с презрением говорит: «Нет! Не указывайте, что мне делать!», то родители слышат в этом неуважение к себе и краснеют от стыда. В таком случае вызывающее поведение можно назвать вопиющей наглостью. Тем не менее, это не означает, что альтернативных объяснений этому нет.
Что нужно принять во внимание
Это новое поведение или подобное повторяется давно? Если по­добная проблема все время возвращается, то на сей раз методы, кото­рыми вы обычно пользуетесь, не будут эффективны. Попробуйте дру­гой подход, используя принципы ЧУТКОСТИ. Если эта проблема для вас новая, то пусть вашим первым шагом станут предложения из раз­дела «Как нужно говорить».
Неуважение авторитета — это серьезная проблема. Не отказывай­тесь беседовать с ребенком, когда у вас есть время и когда ребенок наиболее восприимчив. Один отец, ошарашенный дерзостью ответа своей десятилетней дочери, сразу же закричал на нее. На другую ре­акцию у него просто не хватило сил. На следующий день он позвал ее после школы поиграть в мяч. И во время игры обсудил с ней то, что именно в ее поведении его беспокоит.
Что это? Преднамеренное неуважение или просто ваш ребенок реагирует на что-то еще? Вы ничего не сказали ребенку, потому что не решились это сделать, были нездоровы или слишком потрясены? Неуважение не должно сходить ребенку с рук, но в то же время оно не должно мешать родителям пытаться понять ребенка.
Имейте в виду, что многие дети сегодня сталкиваются с таким фактом, как развод, а это может усиливать желание противодейство­вать авторитету. Некоторые дети вынуждены брать на себя дополни­тельные обязанности, поскольку теперь они живут в неполной семье или в семье, где родители много работают и мало бывают дома с деть­ми. Эти дети могут считать себя более взрослыми. К тому же среди многих взрослых наблюдается неправильная тенденция позволять друзьям своих детей обращаться к взрослым только по имени. Вос­питывая детей, дав им статус взрослых и вместе с тем требуя от них подчинения авторитету, вы вводите их в заблуждение.
 
АКТУАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
Потрясенные родители могут иногда неправильно толковать плохое поведение ребенка. Как показало исследование, про­веденное в 1994 году, удрученные родители более склонны опи­сывать своих детей в отрицательных, эмоционально нагружен­ных тонах, чем родители, пребывающие в хорошем настроении. Плохое настроение родителей может помешать им видеть сво­его ребенка с положительной стороны. Подавленные родители на сеансах психотерапии сумели дать своим детям хорошие характеристики.
Как нужно говорить
Если неуважительные ответы вашего ребенка еще не включены в перечень «ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ», то включите их. Дети будут иметь дело с авторитетом на всем протяжении учебы в школе и когда станут взрослыми. Им нужно научиться не выказывать свои негативные чувства, но формулировать их.
Первая ваша реакция — это, наверное, СООБЩИТЬ ребенку, что вы очень недовольны тем, как он только что поговорил с вами, а так­же четко сказать ему, что такие действия неприемлемы. (Исключе­нием может быть только тот случай, когда ребенка явно смущают ка­кие-то беспокоящие его моменты. Поэтому здесь лучше выразить свое сопереживание и спросить, что заставило его так говорить с родите­лями. Скажите: «Это не похоже на тебя. Может быть, тебя что-то бес­покоит? Давай поговорим об этом».)
Постарайтесь отреагировать так, чтобы ребенок открылся вам.
• «Я твоя мама [папа, бабушка и так далее] и не хочу терпеть, чтобы ты так со мной разговаривал».
• «То, что ты сейчас сказал, очень рассердило меня».
• «Ты можешь расстраиваться из-за меня, можешь не соглашать­ся со мной, можешь злиться на меня, но я не стану терпеть, чтобы ты так со мной разговаривал. Теперь подумай, как по-другому выразить то, что ты только что сказал?»
• «Сейчас мы должны обсудить два момента: во-первых, я не раз­решу тебе пойти в гости к другу, пока не закончишь домашнее • задание, и во-вторых, ты только что кричал на меня и вел себя неуважительно по отношению ко мне. Хочешь сам выбрать, о чем нам поговорить в первую очередь, или это сделать мне?»
• «То, что ты сейчас сказал, глубоко ранило меня. Я надеюсь, ты подумаешь над своими действиями и позднее извинишься передо мной, чтобы я могла гордиться тобой, как прежде».
• «Ты понимаешь, что только что нарушил Десять Заповедей? Что ты выражаешь, почтение или, наоборот, непочтение, когда так мне отвечаешь?»
Помните, что хотя вы по вполне понятным причинам можете сер­диться и повышать голос, но можно смоделировать в ребенке выра­жение гнева и боли, не обращаясь с ним так, как он только что обра­щался с вами. Иначе он может усвоить это так, что человек, обладаю­щий властью, имеет право выражать свое неуважение.
Что еще можно сказать
После вашего первого заявления о том, что вы сердитесь и что та­кое вызывающее поведение недопустимо, вам полезно установить при­чину вызывающего поведения ребенка. При этом вы сможете открыть для себя некоторые моменты. Здесь помогает СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Дети еще не умеют так же, как взрослые, определять, что конкретно их беспокоит. Даже если они осознают, что именно вызывает беспокой­ство, они не всегда способны это адекватно изложить. Спокойный тон родителя и готовность в какой-то степени догадаться, что произошло, могут помочь по-другому увидеть состояние ребенка. После того как вы вкратце обсудили с ребенком его проблемы, вы можете убедиться либо в том, что ваш ребенок в сущности своей хороший, но просто еще мал и его что-то беспокоит, либо в том, что он плохой и его нужно вос­питывать строже. Будьте осторожны. Исследования неоднократно по­казывали, что мнение взрослых о детях часто реализуется на деле. Вот еще некоторые предложения относительно того, что можно сказать:
• «То, что ты сейчас сделал [возмутительный поступок], не по­хоже на тебя. Я подозреваю, что ты чем-то обеспокоен. Давай об этом поговорим».
• «Я видел, что ты и раньше сердился, но ты не был таким дер­зким. Я уверен, что можешь вести себя лучше».
• «Вижу, ты разошелся. Иногда такое бывает с каждым. Ты злишься из-за чего-то, что произошло сегодня, или из-за того, что было раньше на этой неделе?»
• «Мне интересно, уж не из-за драки ли с сестрой ты повел себя по отношению ко мне так непочтительно?»
• «Иногда мы говорим или делаем неправильные и неприятные вещи. Я догадываюсь, что ты уже поняла, что не должна так вести себя».
• «Я чувствую, что тебя что-то беспокоит, но ты не хочешь сей­час об этом говорить. Потом я спрошу тебя снова. Если ты надумаешь рассказать мне, то я готов тебя выслушать».
• «Мне все же не нравится, как ты со мной разговариваешь, но я начинаю понимать, что тебя что-то терзает».
• «Я знаю, что ты слышал, как говорил со мной твой отец (или дедушка, или дядя, или кто-то еще). Тебе, должно быть, не­легко понять, что так делать не следует».
Как видите, приведенные выше слова несколько мягче, и они уве­личивают шанс на положительное решение проблемы. Они отража­ют намеренное смещение целей. Первоначальная цель - объяснить ребенку, что дерзость и неуважение недопустимы. Главная цель - из­менить обстановку, чтобы она была не «накаленной», а теплой и спо­собствовала бы осмысленному диалогу. Не ждите того момента, ког­да остынет ваш пыл, чтобы сказать эти вещи. Сама попытка быть более сопереживающим может успокоить и смягчить ваши чувства.
Основное правило: Исследования показывают, что если вы зли­тесь и говорите тоном выше обычного, то вы начинаете злиться еще больше. Если же вы помните, что говорить нужно тоном ниже обыч­ного, то ваш гнев утихнет в считанные секунды.
Как не нужно говорить
• Высказывания типа «Как ты думаешь, кто ты?» и «Как ты по­смел!» или «Мне никогда в жизни не приходилось такое слы­шать!» могут не повредить, если вы произнесете их кратко и мягко. Тирады и длинные лекции наверняка будут пропуще­ны мимо ушей. Вы только еще больше рассердитесь («Смотри на меня, когда я с тобой говорю. Ты слышишь меня?»), и вся ваша тема о дерзости и неуважении пойдет прахом. Если вы часто кричите, ребенок будет пропускать ваши слова мимо ушей, но если вы говорите мягко и медленно, ребенок вас пой­мет. Если вы кричите редко, то ребенок отреагирует на перво­начальный взрыв ваших эмоций, но не потрудиться поразмыс­лить над этим.
• Не устраивайте ребенку произвольных наказаний - таких, на­пример, как «Ты можешь забыть о поездке на выходные». Луч­ше сказать ребенку, что вы подумаете, как его наказать, чем привязываться к конкретному наказанию, которое ребенок
может оспорить и счесть несправедливым, и вы не сможете изменить наказание, не ощутив своего поражения. (Наказа­ние должно соответствовать проступку. Пусть ребенок пись­менно объяснит свое поведение. Или увеличьте число его до­машних обязанностей. Тем самым вы немного облегчите себе жизнь.)
Не забывайте каждый раз сказать, что ребенок мог бы поступить дерзко, но он этого не сделал, и ПООЩРИТЕ его за хорошее поведе­ние.
• «Я знаю, что тебе не нравится, когда я говорю тебе «нет», но для меня много значит, что ты повел себя по отношению ко мне уважительно».
• «Ты осознаешь, что ты сейчас сделал? Ты был сердит, но ты сказал мне, что сердишься. Ты не закричал на меня и не пока­зал своего гнева. Ты произвел на меня хорошее впечатление».
• «Я наблюдала за тобой весь день [или всю неделю], и ты ни разу не надерзил мне, хотя, возможно, чувствовал то же, что и я. Это меня очень радует».
И последнее. Когда все спокойно и у всех хорошее настроение, многие дети младшего возраста с удовольствием играют в ролевые игры, где они проигрывают то, как можно отвечать родителям, а как нельзя. Детям нужно нечто большее, чем просто указания относи­тельно того, что они должны делать: им нужна возможность попрак­тиковаться в этом. (Последняя буква «R» в слове «TENDER» (ЧУТ­КОСТЬ) может также означать REPEAT (ПОВТОРЕНИЕ)!)
 

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by