МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПИНСКОГО ГОРИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №15 Г.ПИНСКА"

РусскийБеларускi

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Советы родителям пятиклассников

Ваш ребенок перешел в 5-й класс? Отлично! Потому что для него начинается новая захватывающая ступень его школьной жизни.

Вместе с тем, и жаль, что он уже стал пятиклассником. Потому что заканчивается самая золотая пора жизни – детство.

Переход ребенка из начальной школы в среднее звено – важный этап. Он связан с возрастанием психоэмоциональной нагрузки  на него, с повышением требований к его степени самостоятельности, физиологическими изменениями. Все это – серьезное  испытание для психики Вашего новоиспеченного пятиклассника. И адаптация пятиклассника может эффективно произойти только в союзе “учитель-родитель”.

От Вас, уважаемые родители, зависит, насколько Вы сумеете помочь адаптироваться пятикласснику в новых условиях и привыкнуть к новому статусу.

В этом Вам могут помочь следующие советы родителям пятиклассников.

  1. Если Вы обеспокоены поведением ребенка, как можно скорее встретьтесь с классным руководителем и школьным психологом.
  2. Если в семье произошли события, оказавшие влияние на психологическое состояние ребенка, обязательно сообщите этот факт классному руководителю. Именно изменения в семейной жизни часто объясняют внезапные изменения в поведении детей.
  3. Интересуйтесь школьными делами, побуждайте ребенка обсуждать ситуации, которые для ребенка могут оказаться сложными и вместе ищите выход из создавшихся конфликтов.
  4. Помогите своему ребенку запомнить имена новых учителей; предложите перечислить их какие-то особые черты, описать их.
  5. Объясните ребенку, что в сложных ситуациях он может обращаться за советом к классному руководителю и школьному психологу.
  6. Начните приучать ребенка к самостоятельности: пусть он сам готовит портфель звонит одноклассникам и классному руководителю, спрашивает их об уроках т.п. Но не следует сразу контроль за учебой ослаблять, особенно когда в начальных классах ребенок привык к контролю с Вашей стороны.
  7. Основными помощниками в сложных ситуациях есть терпение, внимание, понимание .
  8. Старайтесь задавать ребенку различные вопросы: “Как твои дела в школе?”, “Что было интересного сегодня?”, “Как поживают твои одноклассники?”, “А кто сегодня отвечал лучше всех?, “Какой урок сегодня тебе понравился? Почему?” Планируйте в течение недели беседу с ребенком о его школьной жизни. Старайтесь запомнить события и нюансы, о которых рассказывает Вам ребенок, и в дальнейшем используйте их, чтобы вести последующие аналогичные разговоры о школе.
  9. Не связывайте оценки по успеваемости ребенка со своей системой поощрений и наказаний. Пусть ребенок оценивает свою хорошую успеваемость в качестве награды , а низкие оценки- в качестве наказания. Если у ребенка с учебой проблем нет, проявляйте как можно чаще свою радость и гордость за него. А если в школе не все хорошо, выражайте озабоченность. Постарайтесь не устанавливать наказаний и поощрений, связанных с оценками; в последствии они могут привести к негативным эмоциональным проблемам .
  10. Ребенку можно оказывать помощь при выполнении домашних заданий, но при это не делайте их вместо ребенка. Покажите интерес к этим заданиям. Если же ребенок обращается к Вам с вопросами, касающихся домашнего задания, не подсказывайте, а помогите ему самостоятельно найти ответы. Вы только дайте ребенку почувствовать интерес к тому, чему обучают в школе .
  11. Выясните интересы Вашего ребенка, затем проведите связь между этими интересами и школьными предметами. К примеру, интерес ребенка к просмотру фильмов можно изменить, подарив книгу, по которой снят фильм, и тем самым вызвав стремление читать книги. Создавайте ситуации, в которых ребенок мог бы применить свои школьные знания в домашнем быту. Например, попросите его сделать расчет необходимого количества продуктов для приготовления обеда или нужного количества краски для покраски прямоугольной поверхности.
  12. Особые усилия прикладывайте для того, чтобы создать и поддерживать спокойную атмосферу в доме. Спокойствие и домашний уют помогут ребенку более эффективно справляться со школьными проблемами и быстрее пройти период адаптации пятиклассника.

5 класс. Период адаптации к среднему звену обучения

Адаптация— привыкание к новым условиям обучения.

В процессе адаптации каждый человек участвует многократно:

1-й адаптивный период – это начало жизни.

2-й период начинается с того времени, когда малыш учится говорить,

3-й – вхождение ребенка в коллектив (детский сад) и обучение (где каждый школьник переживает процесс адаптации несколько раз).

Переход учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Задача взрослых - облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе.

Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

Особенности адаптационного периода

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах, вдруг становится твердым хорошистом.
Этот период носит название адаптационного.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше. С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобныe заболевания носят психосоматический характер. Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.

Фактор 1. ЗАБЫВАНИЕ

За летний период происходит забывание изученного материала особенно это происходит с детьми, обладающими кратковременным видом памяти. Забывание изученного за лето происходит не только на рубеже начальная-средняя школа, забывание происходит в любом классе школы. А тот период повторения недостаточный, чтобы повторить весь забытый материал

Фактор 2. ПРИВЫЧКА К КОНТРОЛЮ

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения одного, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.
В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание — все это становится более серьезным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни. 
Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Другие напротив чувствуют себя вольготно, свобода их пьянит, они начинают бегать по школе, изучать все ее потайные уголки. Учителя средней школы жалуются на то что пятиклассники не умеют себя вести. А нужно всего лишь подождать. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Фактор 3. НОВИЗНА ОБСТАНОВКИ

Занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто — и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное — каждый предмет ведет новый учитель.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Фактор 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Переход в среднюю школу может совпасть с началом физиологических изменений в организме ребенка. Ребенок начинает расти, становится плаксивым, все время хочет спать. Следствием этих явлений являются рассеянность, ослабление памяти, внимания. Естественно, что для адаптации ребенку в такой ситуации требуется больше времени.

Фактор 5. ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Резкое ухудшение качества обучения может быть связано с личными проблемами ребенка: поссорился с другом, влюбился, проблемы в семье и т.д. Знание того, что тревожит ребенка, поможет с терпением и пониманием отнестись к его неуспеваемости. Иногда достаточно переждать какое-то время, и все войдет в колею, а иногда необходима поддержка и помощь специалиста — психолога.

Фактор 6. ОТСУТСТВИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

Скорее речь идет об отсутствии у ребенка каких-то выдающихся способностей, на что надеялись родители. Но в пятом классе появляются новые предметы, и у ребенка есть возможность проявить себя в совершенно новых сферах.

Фактор 7. ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

Очень частое явление — ребенок плохо учится, потому что ему неинтересно. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребенок заявляет, что ему неинтересно учиться, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодиться ему в жизни.

За время адаптации при благоприятных условиях пятиклассники достигают следующих результатов:

- выполняют требования, которые предъявляются к их уровню;

- осознают необходимость обучения;

- овладевают способами преодоления своих трудностей, проблем;

- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение);

- приобретают социальный опыт обучения на средней ступени обучения.

О трудностях адаптации свидетельствуют следующие признаки:

  • Утомленный внешний вид ребенка.
  • Замкнутость ребенка.
  • Нежелание выполнять домашних заданий.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Беспокойный сон.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
  • Неадекватное поведение

Несколько советов родителям по оказанию помощи в период адаптации:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПЯТИКЛАССНИКОВ

  • Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
  • Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
  • Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
  • Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
  • Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
  • Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
  • Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
  • Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
  • Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
  • Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
  • В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
  • ЗДОРОВЬЕ
  • Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
  • Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.
  • АДАПТАЦИЯ

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка. 

  • По вопросам можно обращаться в кабинет психолога  ежедневно.

 

Сайты

Министерство образования Республики Беларусь

 

                  

Средняя школа №15 г.Пинска

Адрес: 225710, г.Пинск, ул. Островского, 7
Телефон: +3750165610154
Электронная почта: sch15@pinsk.gov.by

Номер регистрационного свидетельства в НИИ РУП ИППС
№ 2141711552 от 17.04.2017г.

Хостинг
adm.edu.by